Как составить ликвидационный баланс

Услуги по ликвидации предприятий в Казани

Юридическая фирма «ЮДЭКС» поможет в ликвидации организации в Казани законно и в короткие сроки.

Юридические услуги для вашего бизнеса!

Своевременность и правильность ведения бухгалтерской отчетности – важное направление деятельности любой компании, даже в случае принятия решения о ликвидации фирмы. При этом специалисты сталкиваются с новой формой отчетности – составлением ликвидационного баланса. Что это и как правильно его делать – детально рассмотрим в статье.

Банкротство юридического лица процесс который включает в себя несколько стадий, в целях соблюдения прав кредиторов все активы предприятия должны отслеживаться и быть учтены. Ликвидационный баланс – это четко высчитанная сумма, которая остается на счетах компании после погашения всех кредиторских обязанностей и задолженностей. Специалисты указывают не только оставшийся размер денежных средств, но и рассчитывают стоимость имущества и всех активов, имеющихся у предприятия. Важно учесть все средства, которые можно направить на погашение долгов, а также тот размер финансов, который останется на балансе.

Процедура не входит в разряд стандартных, поэтому, не удивительно, что у специалистов возникает вопрос: как сдать ликвидационный баланс в налоговую? Чтобы это понять, важно рассмотреть его виды и специфику составления.

Виды ликвидационных балансов

Виды ликвидационных балансов

Законодательством предусмотрено два вида ликвидационных балансов – промежуточный и окончательный.

1. Промежуточный баланс составляется в соответствии с первым пунктом статьи 63 ГК России, не раньше чем через 2 месяца после даты, когда предприятие огласило себя банкротом. Главная цель этого отчета – отразить оставшиеся на счетах компании средства, а также состояние всего имущества и имеющихся активов до того момента, как начнется процедура возмещения убытков, выплата кредиторских и других обязательств. В данном отчете указываются такие данные:

  • информация об имеющемся имуществе (по факту последней инвентаризации);
  • требования кредиторов;
  • требования, установленные судом.

Составляет такой баланс ликвидатор, ликвидационная комиссия или бухгалтерский отдел. Утверждает учредитель.

2. Окончательный баланс – составляется только после того, как предприятие выполнит все требования кредиторов и долговые обязательства, предусмотренные судом. Этот вид ликвидационного баланса иллюстрирует, какая сумма осталась на балансе предприятия, после завершения механизма ликвидации (она не может быть большей, нежели в промежуточном отчете). Виды ликвидационных балансов позволяют рассчитаться по обязательствам и распределить собственникам между собой оставшееся имущество, если таково имеется.

Форма ликвидационного баланса

Для коммерческих организаций, состоянием на 2020 год, четко установленной формы (бланка) составления ликвидационного баланса нет. Законодательство не запрещает использовать любой бланк отчетности. Хотя в письме ФНС от 25 ноября 2019 года есть определенные рекомендации, которыми можно воспользоваться. Обычно за основу берут форму №1 «Бухгалтерский баланс». Для государственных учреждений и банков форма ликвидационного баланса разработана.

Может ли ликвидационный баланс быть нулевым

В действующем законодательстве и нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы ведения бухгалтерской отчетности, однозначного ответа на этот вопрос нет. На практике, нулевой ликвидационный баланс встречается крайне редко. В первую очередь, это связано с тем, что ликвидационная комиссия не наделена правами самостоятельно решать вопросы, связанные с распределением имущества, которое остается на балансе предприятия после погашения всех кредиторских обязательств.

Если предположить, что предприятие длительное время занималось определенной деятельностью, то баланс на счету «Уставной капитал» нулевым быть может только на конец отчетного периода. Логично, что баланс может быть нулевым, если в конце года обнулились все остатки по счетам, а в начале года был сдан ликвидационный баланс. Правда, такое случается в очень редких случаях.

В реальности трудно баланс считать нулевым, ведь невостребованная задолженность кредиторов или непокрытый убыток остается. Также может остаться нераспределенная прибыль, которую по определенным причинам пока нельзя списать. 

На какую дату составляется ликвидационный баланс

Четкие сроки подачи этого вида отчетности не предусмотрено в действующем законодательстве. Здесь можно использовать лишь регламент из Гражданского кодекса, в котором описано на какую дату составляется ликвидационный баланс. Это можно определить из следующих нормативов:

  • промежуточный баланс составляется на основании данных последней инвентаризации, не раньше двух месяцев со дня объявления компании своего банкротства и только после выявления всех кредиторов;
  • окончательный баланс составляется после удовлетворения всех требований кредиторов.

Кто подписывает баланс

Заверяет документы и представляет ликвидируемое предприятие в госорганах руководитель комиссии, созданной для ликвидации компании или сам ликвидатор. Тогда появляется вопрос: кто подписывает ликвидационный баланс после банкротства? В таких ситуациях эти обязанности выполняет конкурсный управляющий.

Кто утверждает ликвидационный баланс

Независимо от вида баланса, пунктами 2 и 6 статьи 63 Гражданского кодекса России четко определено, кто утверждает ликвидационный баланс:

  • учредители предприятия;
  • орган, решивший ликвидировать организацию;
  • в ситуации банкротства – конкурсный управляющий.

Как сдать ликвидационный баланс в налоговую

Чтобы передать информацию в налоговую службу о финансовом состоянии ликвидируемой компании, необходимо отправить специальное уведомление. Для промежуточного баланса используется форма № Р15001, а для окончательного – форма № Р16001. Документы могут передаваться в бумажном и электронном виде. В последнем случае они должны быть отсканированы и заверены у нотариуса или цифровой подписью ликвидатора.

Таким образом, мы рассмотрели, как составить ликвидационный баланс, на какую дату составляется, какие формы существуют, и кто его должен заверять. Процедура эта достаточно трудоемкая, требует максимального внимания к деталям. Но если бухгалтерия на протяжении деятельности предприятия велась правильно, у специалиста не должно возникнуть проблем с отчетностью.

Отзывы наших клиентов

!

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта